Литургия в день памяти апостола Иакова брата Господня

В воскресенье, 5 ноября, настоятель храма иерей Константин Морозов совершил Божественную Литургию в день памяти апостола Иакова брата Господня по плоти.

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Перво-священники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Особенностью древнего чина является то, что все молитвы читаются предстоятелем и священниками во всеуслышание, так, чтобы каждый как можно полнее прикоснулся и пережил всем сердцем это богослужение, которое по содержанию является воплем верных к своему Господу. Это вопль людей, которые не знают, сколько им еще осталось жить на земле и каков будет их конец. Вся их надежда и все упование возложены только на Спасителя: «…не отними от нас помощь Твою, и не наведи на нас наказания, превышего наши силы …», – молится предстоятель перед пением Трисвятого.

Один из самых трогательных моментов службы – входная песнь Литургии: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…». Слова молитвы призывают верных как можно полнее отрешиться от всего земного и устремиться в горняя. Все творение замирает при этих словах в ожидании грядущего на голгофу «Царя царствующих и Господа господствующих». В эти мгновения время перестает идти, и человек сердцем прикасается вечности.

В самый величественный момент Литургии – во время Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – хоры и народ не смеют никак иначе обратиться к Господу, кроме как со словами благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи».

Каждая фраза, каждое действие этой Литургии носит на себе отпечаток совсем недавних событий жизни Христа. Их очевидцы еще живы и с особым трепетом и любовью стремятся как можно чаще совершать Благодарение в воспоминание Господа Иисуса Христа и для единения с Ним.

Литургия апостола Иакова на очень долгое время вышла из богослужебной практики, особенно в Русской Православной Церкви. Ее изучали в духовных образовательных учреждениях, но никто не совершал Таинство Евхаристии по этому чину.

Сегодня Литургия апостола Иакова совершается по всей Вселенской Православной Церкви, как и другие древние чины. Господь нам дает все возможности вновь воскресить в памяти Церкви и в сердечной молитве те богослужения, которые были положены в основу исповедания, моления и евхаристической жизни в самые первые века христианства. И сегодня они оживают в нашей жизни не только в качестве древних памятников, мы не только переводим их рукописи, но, что самое главное, – они оживают в евхаристической жизни современного человека. Это великий дар Божий, к которому мы имеем возможность прибегать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *