Состоялась встреча с писателем Евгением Водолазкиным

Встреча с писателем Евгением Водолазкиным при участии директора Центра духовной культуры и образования Выборгского округа  иерея  Константина Морозова в рамках лектория «Предание.ру» состоялась 22 мая в библиотеке Московского района.

Отвечая на вопрос отца Константина, справедливо ли утверждение, что Россия «катится назад, в Средневековье», Евгений Водолазкин отметил, что сам термин «Средневековье» превратился во что-то вроде бранного слова; «жестокости» той эпохи часто противопоставляют «гуманизм» Нового и Новейшего времен, но это не соответствует действительности. Даже главный козырь обвинителей западного Средневековья — костры инквизиции — «не работает»: дело в том, что костры инквизиции пылали позже, в эпоху Ренессанса. В Средние века не было идей массового убийства людей, они появились в «цивилизованное» Новое время, а особенно — в «просвещенном» ХХ веке.

Писатель подчеркнул, что выводы о той или иной эпохе делает на основе того, в чем лучше всего разбирается, то есть литературы и филологии. Говоря о средневековой литературе, он подчеркнул, что это не была литература в современном смысле слова. То или иное произведение фактом художественной литературы делает вымысел, но именно художественного вымысла в средневековой литературе и не было. Это не значит, что все описанное в ней, например, в житиях святых, можно документально подтвердить. Да этого и не требуется: сфера реального для человека того времени была не такой, как для современного. Реальным было все, что должно было быть, должное становилось сущим. Неудивительно, что агиографы, не имея достаточных сведений о жизни святого, использовали факты из жизни… соименного святого: метафизически они были одно. По той же причине (должное становится сущим) неправомерно упрекать за «подлог» переписчиков — авторов христианских вставок в произведения Иосифа Флавия.

Современная литература все дальше уходит от традиционной «литературности»: об этом говорит популярность «нон-фикшн», справочников и мемуаров. И даже если произведение создается как художественный вымысел, писатель облекает его в форму «нон-фикшн» — например, дневников или мемуаров.

Средневековая литература не знала авторства, законченности — текст был бесконечен, при каждом переписывании мог изменяться, дописываться. Появление книгопечатания изменило эту практику: лектор назвал книгопечатание не причиной этого изменения, а следствием потребности человечества в нормативных текстах. Сейчас наблюдается обратное явление, отход от нормативности, возврат к «бесконечному тексту»: этому способствует Интернет.

Единственный текст, который не подвергался изменению в Средние века, — Священное Писание. Любые средневековые тексты были «замкнуты» на него посредством цитат, с основном — из Псалтири. В Средние века не существовал феномен чтения про себя — читали только вслух. Человек не мыслил категориями «будущего», «перспективы»: это — порождение Нового времени. Мечты о будущем сводились к утопии, а слово «утопия» переводится как «место, которого нет». Человечество мечтало о том, чего нет и чего на самом деле не может быть. Последствия этого бывали катастрофичны.

Говоря о творчестве самого Евгения Водолазкина, иерей Константин Морозов отметил, что оно посвящено не истории как таковой, а личности в истории. Писатель согласился с этим, добавив, что именно христианство открыло персонализм: каждый человек на Страшном Суде отвечает сам за себя.

Евгений Водолазкин — прозаик, доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, автор книг «Лавр» (премия «Большая книга-2013»), «Авиатор» (премия «Большая книга-2016») и других.

Видеозапись беседы доступна в группе портала «Предание».

ИА «Вода живая»,
22.05.18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *