История праздника
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего — храмовой праздник Мцхетского патриаршего собора в честь 12 святых апостолов, именуемого Свети-Цховели (что означает в переводе с грузинского «Животворящий Столп»). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень — нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) — попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом.
Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. — 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.
ИконаПросвящение Грузии
Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар — потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265 — 342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
Башня над Хитоном Господним — фрагмент росписи
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (14 октября по новому стилю).
Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы
Светицховлоба (другие названия — Мцхетоба, Праздник хитона) — христианский государственный праздник в Грузии. Он установлен Грузинской православной церковью и отмечается 14 октября в честь «Мироносного Господнего столпа и ризы Господней» торжественным богослужением в древней столице страны городе Мцхета, в кафедральном храме Светицховели.
Табличка на грузинском и русском языках
После восстановления независимости Грузии в 1991 году Мцхетоба является официальным праздником и нерабочим днем.
Табличка на русском языке
Праздник Светицховлоба в Грузии отмечают дважды: 14 октября и 13 июля. 13 июля Православная церковь празднует Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов Христовых, которым посвящен храм Светицховели.
Собор Светицховели
Когда в Грузии в IV веке начала свою проповедь равноапостольная Нина, крестившая страну, и при которой христианство стало в Грузии государственной религией, царь Мириан приказал срубить дерево и изготовить из него столп для нового храма. Священный кедр срубили, однако ствол дерева так и не смогли сдвинуть с места. Спустя некоторое время жители Мцхета увидели, как этот столп, блистающий светом, стал подниматься вверх, в то время как из пня истекало благовонное миро, и живущим во Мцхета было явлено множество чудесных исцелений. Отсюда и название возведенного на этом месте храма — Светицховели (Столп Животворящий).
Хитон Господень в западно-христианской традиции и разночтения в толковании предания
На Западе существовало предание о том, что риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Это «альтернативное» предание появилось в Западной Европе в 1196 году, а в 1512 году здесь было установлено народное почитание трирской реликвии.
Отдельные исследователи также полагают, что ризу Господню не следует отождествлять с нешвенным Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).
Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.
Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой.
Столп Животворящий
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
Собор Светицховели
Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — «животворящий столп») — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Является одним из главных духовных центров Грузии, усыпальницей царей и патриархов. Собор Светицховели — самое большое сохранившееся историческое сооружение в Грузии.
Древняя карта Мцхеты
Во второй половине V века царь Вахтанг I Горгасал (заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси) выстроил на месте первоначальной деревянной церкви каменную базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырехстолпная трехнефная церковь во имя Двенадцати апостолов строилась с 1010 по 1029 годы под наблюдением зодчего Арсакидзе, имя которого упомянуто в надписи на фасаде.
В конце XIV века Тамерлан разрушил собор, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану — были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. В начале XVII века храм подвергся разграблению персами, тогда из его сокровищницы была унесена часть Ризы Господней.
Проект собора
В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов.
В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения, располагавшиеся вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский; 1848—1918) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском; 1861—1908) в начале XX века.
Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня
12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской церкви. С восстановлением автокефалии возведение на кафедру грузинских католикосов-патриархов вновь стало совершаться здесь.
На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской церкви наряду с собором Святой Троицы в Тбилиси.
14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.
Собор в Мцхета является одним из трех объектов на территории Грузии, включенных в 1994—1996 годах в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Светицховели
Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
Крепостная стена Светицховели
Собор Светицховели окружен крепостной стеной, построенной из камня и кирпича, в период правления царя Ираклия II в 1787 году.
Могила царя Ираклия I
Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах Светицховели выполнены из кирпича. Нижняя часть двуярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. Укрепление состоит из 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башен.
Стена
Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры.
Стена вокруг собора
В 1964—1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.
Стена собора с воротами
Святыни Светицховели
В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.
Башня над Хитоном Господним
Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом (в правой части алтаря).
Пророк Илия
В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.
Частица мощей Андрея Первозванного
В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.
Колодец
Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.
Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.
Часовня Гроба Господня
Собор Светицховели на картах Панорама Собора Светицховели на картах Панорама Собора Светицховели на картах
Карта Мцхеты
Тропарь Животворящему Столпу и Хитону Господню
глас 8
Днесь празднует Святая Церковь, чтущи Столп Животворящий и Хитон Господень, иже Свет просияша во вся концы вселенныя и жизни святое миро источиша. Сего ради Всесвятей Богоматери и рождшемуся от Нея Христу покланяемся во спасение душ наших.
Кондак Животворящему Столпу и Хитону Господню
глас 8
В Горней борьбе за мя непобедимый помощниче, Столпе святый и Богоосиянный, мир просвещаяй, яко молния освещаяй Небесноподобную пелену — свыше истканный Хитон Господень, украшаяй же воспевающия и празднующия торжество твое, даруй сугубое озарение и радость поющим ти: радуйся, Столпе, Богом осиянный.
Эта запись была размещена в
Публикации. Сделайте закладку на
постоянную ссылку.