14 января 2018 года в день памяти Василия Великого благочинному Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии протоиереем Александр Будников возглавил Божественную Литургию в храме Василия Великого в Осиновой Рощи в сослужении настоятеля храма иерея Анатолия Першина, настоятеля храма святителя Спиридона Тримифунтского и директора Центра духовной культуры и образования выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии иерея Константин Морозов, клирика храма иерея Иоанна Мираджи и диаконов Евгения Фомина и Александра Андреева.
На запричастном стихе проповедь произнес иерей Константин Морозов.
Празднуя сегодня память святителя Василия Великого, сугубого покровителя всех тех, кто посвящает свою жизнь изучению божественных таин и служению Церкви Христовой, хочется выразить надежду, что все мы в этом святом и богоугодном деле не будем ничего пытаться загубить собственной неумеренностью, а стремиться к видимому единству тех, кто разделяет ту же самую любовь к Господу и единую веру в спасительную и умиротворяющую силу Духа Святого.
Он был замечательным пастырем, не только волевым и строгим, но и милосердным. Во время страшного голода 368 года он продал свое наследственное имение и раздал все деньги голодающим. В суровый для Церкви период он не только сам удержался на своей кафедре, но сумел объединить других восточных епископов.
Василий Великий — родоначальник малоазийского монашества, видевший в монашеском образе жизни «образ жизни по Евангелию». Велико и его богословское наследие. Он любил повторять библейское выражение «внемли себе»: «Точное наблюдение самого себя даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если «внемлешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом некоем мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя».
В православных храмах до сих пор существует тот вариант литургии, который был разработан этим отцом Церкви. Св. Василий возложил на себя и выполнил великую богословскую задачу — точное и строгое определение троических понятий, устранение недосказанности учения о единстве Божием, оставшегося после Никейского собора. Вместе с другими каппадокийцами он точно установил и обосновал термины, построил из них стройную систему.
По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил:
«Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».
Без труда нельзя войти в Царствие Божие
(Слово святаго Василия Великого)
Несомненно все мы желаем войти в Царствие Божие, но далеко не все подвизаемся для достижения его. Многие говорят: «Господь милостив: Господь всех простит, всем даст блаженство!» и, говоря так, пребывают в лености, ничего не делают для своего спасения. Такие люди ошибаются. Положим, правда, что Господь милостив; но ведь несомненная истина и то, что царствие Божие силою берется, и только употребляющие усилие достигают его. По-этому пусть ленивые знают, что без труда блаженства не получат; а получают оное лишь те, которые постоянно для своего спасения трудятся, мужаются, борются, не поддаются соблазнам и искушениям мира, и по заповедям Господним поступают.
Св. Василий Великий говорит:
«Войти в Царствие Небесное мы желаем, а о том, что нужно трудиться для достижения его, не думаем. Заповеди Господни не исполняем, с грехами не боремся и лишь о суете одной помышляем. Скажите: тот, кто во время сеяния сидел дома или спал, может ли во время жатвы получить какой-нибудь плод с поля? Или может ли для себя собирать виноград тот, который не насадил виноградника? Итак, плоды принадлежат тем, которые трудились; чести и венцы тем, которые победили. Никто не венчает ратоборца, который не победил противника или не пострадал. Поэтому не должно оставлять и что-нибудь от заповедей Божиих, но исполнять каждую из них, как и повелено»…
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2018/01/OIP46ZcNoQ-300x200.jpg)
Как сказал св. Василий, так оно и на самом деле, есть.
«Однажды, — говорится в Прологе, — иноку Афанасию пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этою мыслью он почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел к нему и сказал: «ступай за мною», привел его в какое-то чудное, исполненное света, место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал Афанасий, что множество людей находится за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же он и явившийся ему стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил их: «чего хотите вы?» Путеводитель отвечал: «мы хотим пройти чрез двери». Голос же изнутри сказал им: «никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите взойти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного Мира».
Не утешайте же себя, ленивые, суетною надеждою спастись без труда. Не собирают, как слышали, хлеба не сеявшие, не рвут винограда не насадившие его и не венчаются не победившие и не пострадавшие. И блаженны, говорит Господь, не те рабы, которых господин найдет спящими, а те, которых Он найдет бодрствующими. Только для последних Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им. А ленивым где место? Ленивого раба, говорит опять Господь, выбросьте во тьму кромешную; там будет плачь и скрежет зубов. Видите ли же, как суетна ваша надежда и как несостоятельно ваше самоутешение? Оставьте же напрасные мечты и перемените леность на труд спасительный и беспечность на заботу о спасении души вашей. Только тогда надежда ваша на получение Царства Небесного не тща будет, и только тогда явит вам Господь милосердие на суде Своем.