Праздник Успения Пресвятой Богородицы
28 августа Православная Церковь празднует праздник Успения Пресвятой Богородицы. Божественную Литургию в этот день совершил настоятель храма иерей Константин Морозов. За богослужением отец Константин и все прихожане молились о том, что бы Царица Небесная дала мир и спокойствие стране нашей Российской.
В виде особого чествования праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия завершилась чином погребения Божией Матери. Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях, греческих и славянских, не ранее ХV века, составленных греческими песнопевцами, среди которых -великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее – «похвалы», или «непорочны» – представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.
В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице – Сергиевой Лавры.
В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни):читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.
В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах.
Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание.
В своей проповеди отец Константин особо отметил, что все, кто сегодня пришли в храм, – родные Богу, члены Его семьи:
«Не всех зовут на погребение и похороны, а только близких людей. Мы с Вами имеем счастье быть членами семьи Господа Иисуса Христа. Для того, чтобы хоть отчасти понять, насколько радостно иметь такую особую близость к нашему Спасителю, можно привести аналогию. Пусть она и не совершенна, но все же проливает свет на эту тайну. В земной жизни мы часто почитаем правителей, которых близко не знаем. Мы видим их на экранах телевизоров, их портреты висят в наших учреждениях, но нам недоступна их личная жизнь, жизнь их семьи и родителей. Только самые близкие люди вхожи в круг семьи, лично знакомы с их родственниками. Мы имеем большие утешение и честь быть причастниками древней Христовой Церкви, которая и составляет семью Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
И в этот день мы оказываемся в числе тех людей, которые предстоят одру Божией Матери, взирают на ее сомкнутые очи и видят совсем не смерть, а успение. Ведь на самом деле гроб пуст. Там, где должна была запечатлеться смерть, вновь воссияла жизнь. Удивительно. Дверь, через которую совершенная Жизнь пришла на землю, была также вынуждена пройти через врата смерти, чтобы вновь получить жизнь. И вновь мы в нашей семье предстоим гробу, из которого силою воскресшего Иисуса Христа воссияла жизнь. Вместе с учениками мы созерцаем Деву, ставшую Царицей неба и земли. Каждому верующему сердцу она стала настолько близкой и родной, что мы называем ее не только Богородицей, не только Матерью Господней, но именуем ее и своей Матерью».
Эта запись была размещена в
Новости. Сделайте закладку на
постоянную ссылку.