![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/Krest_1-300x225.jpg)
Почитание Креста Христова в Православии достигает такой степени, что в ряде песнопений и молитв можно встретить обращения к нему как к живому, одушевленному существу. Как это возможно? Не только среди христиан-протестантов, но и у самих православных могут возникать подобные недоумения.
![Фото: waniia, orthphoto.net Фото: waniia, orthphoto.net](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/09/72145-580x435.jpg)
Фото: waniia, orthphoto.net
Но все станет на свои места, если прочувствовать, что, во-первых, это не вероучительные тексты, а поэтические – в поэзии нередко можно встретить одушевление неживых предметов.
Во-вторых, орудие казни и позора явилось всему миру как орудие бесконечной Божьей любви. «Се бо прииде крестом радость всему миру…». Крест есть любовь Божия всепобеждающая, равно как и сама любовь в нашем земном мире есть крест и его несение по жизни, поскольку любовь Божия, равно как и любовь к ближним христиан-святых, часто оставалась и остается безответной, распинающейся и распинаемой ради ближних. Поэтому слова «радуйся, живоносный кресте», можно спокойно заменить, скажем, на «радуйся, любовь всепобеждающая», и это будет одно и то же.
По слову митр. Филарета (Дроздова), это «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою Креста». И эту любовь окружающий мир по-прежнему мало вмещает или не вмещает вовсе, отвергая ее и предпочитая ей либо голую силу, либо закон и порядок, либо холодную рассудочную логику. Прекрасно и вдохновенно о силе божественной любви, явленной через крест, написал Н.А. Бердяев:
«Тайна креста, тайна Голгофы есть тайна свободы. Сын Божий, принявший зрак раба и распятый на кресте, не принуждает внешней силой и мощью признать себя. Он остается невидимым в своей божественной силе для чувственного взора природного человека. Божественная сила и слава Распятого обличается в акте свободной веры и любви.
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/112681698_4497432_krest_21-300x200.jpg)
Распятый обращен к свободе человеческого духа. Он ни в чем не насилует. Нужен свободный подвиг духа, чтобы узнать в Распятом своего Бога. Бог, распятый на кресте, не только открывается, но и сокрывается. Исчезает всякое насилие природного, чувственного мира в откровении Божества, все обращено лишь к духовному взору, к внутренней свободе.
Для чувственного взора природного человека, подавленного силами внешнего мира, виден в Распятом лишь униженный и растерзанный, видимо лишь поражение и гибель правды в мире. Божественная правда представляется бессильной и немощной. Может ли Бог явиться в мире не как сила и мощь, побеждающая и преображающая всю жизнь, а как крестное страдание, как кажущееся бессилие и немощь перед силами мира? Об этом соблазнился еврейский народ, который отказался увидеть в Распятом ожидаемого Мессию, Сына Божьего…
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/116686-254x300.jpeg)
Распятая правда не обладает ни логической, ни юридической принудительностью. Распятая правда явилась миру как бесконечная любовь. Но любовь не насилует меня, она делает меня бесконечно свободным. В любви все становится для меня родным по духу, близким, в любви освобождаюсь я от чуждого и враждебного инобытия, и потому обретаю я высшую свободу.
Свобода должна привести меня к любви, и любовь должна сделать меня свободным. Благодать Христова и есть тайна любящей свободы и свободной любви. Она явлена была на кресте. В свободном страдании Богочеловека, обращенном к свободе человека, скрыта тайна христианской любви («Философия свободного духа»).
Перечитаем одну из стихир праздника Воздвижения:
«Радуйся, живоносный кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, церкве ограждение, имже тля разорися и попрася смертная держава (которым уничтожено и упразднено проклятие, и поглощена сила смерти), и вознесохомся от земли к небесным (и мы вознесены от земли к небесам): оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость».
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/gl_m-194x300.jpg)
Все, что здесь написано в обращении ко кресту, совершенно так же применимо в отношении Христовой любви, поскольку крест это главная её икона! Ибо Его любовь среди нас – победа благочестия, дверь, ведущая в рай, утверждение верных и ограждение Церкви…
«Любовь, как смерть, крепка» – сказано в ветхозаветной книге Песни Песней. Любовь крепче смерти, и она ее победила на кресте, как показал нам Христос, – ей на Кресте была упразднена и попрана власть смерти и ада! Ей и глубочайшим смирением Христовым был посрамлен дьявол с его темным бесовским царством. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).
Но вспомним, что предшествует вдохновенному слову о кресте апостола Павла, читаемому всякий раз на праздничной Литургии Воздвижения (1 Кор. 18, 24)! Это – его печаль о разделениях внутри формирующейся Коринфской общины: «Я разумею, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 12-13).
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/get_img-271x300.jpg)
Это модель всех последующих конфликтов и разделений внутри Церкви, включая современность. Причем каждая из конфликтующих сторон бывает по-своему правой (нравственно, исторически, богословски – не так уж важно), но ни одна из них обычно не желает подняться выше своей собственной правды – до креста Христова… С вечной высоты которого эти правды – нравственные, исторические, богословские – могут выглядеть как временная суета человеческая, проявляемая по немощи людской, поскольку за своими собственными правдами часто не могут или не хотят видеть правду оппонентов.
А Христос с высоты креста Своего, простирая к нам Свои руки и зовя в Свои объятья, и тех, и других, и еще множество овец «не сего двора», напоминает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/Post-3-21-300x207.jpg)
Это бремя – наш в том числе собственный крест как бремя любви и доверия к окружающим, которое мы призваны нести, следуя за Ним. Поскольку причастность к Его любви и путь к ней лежит через отвержение себя, своих частных, мелких и относительных правд перед подножием креста Христова.
Через любовь к своим врагам и молитву за них, что нашим природным способностям не свойственно, поэтому без веры, вдохновения и терпения такой крест становится тягостным и смертоносным. Но не надо забывать, что при «вере с горчичное зерно» Сам Христос несет за нас наш крест: было бы с нашей стороны хоть немного воли к любви, прощению и доверию людям!
Сама любовь предполагает доверие. Бог всем бесконечно доверяет, раз призвал всех нас к жизни. Но доверие в нашем мире связано с риском: Бог на этот риск пошел и оказался распятым. Он же предупреждает нас об этом риске, который есть воистину благородное дело самоотдачи и самопожертвования, поскольку соединяет нас с вечной божественной любовью в Его царстве.
![](//spiridontrim.cerkov.ru/files/2017/03/Meister_des_Reliquienkreuzes_von_Cosenza_002-239x300.jpg)
«С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, – писал свят. Игнатий Брянчанинов. – С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет его: оно сокровенно в кресте Христовом».
СВЯЩЕННИК ФИЛИПП ПАРФЕНОВ
Эта запись была размещена в
Публикации. Сделайте закладку на
постоянную ссылку.