«Я только постоянно молился за свою паству, но не позволял себе останавливаться на деталях – все только по плану». Личный опыт преодоления пастырского выгорания от священника Джорджа Морелли.
Выслушивая человека, священник получает травму
«И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. 6:30-31).
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
СВЯЩЕННИК ВСЕГДА «НА ПОСТУ», ТАК КАК СЛЕДУЕТ ПРИМЕРУ САМОГО ГОСПОДА.
Апостол Марк пишет: «И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (1:33-34). Священник – образ Христа, целителя душ и телес. И поэтому, как духовный врач, священник часто и много выслушивает рассказы пасомых об их личных проблемах. Причем люди обнажают перед священником самые глубокие эмоциональные раны.
Митрополит Иларион (Алфеев) пишет о высокой ответственности священнического служения: «Хотя в Православии делается акцент на «царственном священстве» всех верующих, именно священники совершают Евхаристию и имеют власть «вязать и решить». Рукоположение в священнический сан – это не только изменение статуса, но переход на другую ступень существования».
И далее он цитирует преподобного Силуана Афонского: «(Священники) носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия».
Сам Христос говорит апостолам, указывая меру ответственности за данные Им дары: «Кому дано много, много и потребуется…» (Лк. 12:48).
Исследователи поведенческих наук отмечают, что при работе с травмами профессионал сам подвергается травматизации. Доктор Чарльз Фигли называет подобный феномен «усталостью от сострадания». А психологи Перлман и Сааквитне вводят термин «викарная травма» или «суммарное трансформативное воздействие на человека, работающего с лицами, пережившими травматическое событие». Иными словами, священник сам получает травму, выслушивая рассказ человека о его травмирующем опыте.
Признаки «усталости от сострадания»
Усталость от сострадания проявляется практически так же, как депрессия. Вот признаки ее проявления, на которые следует обратить внимание и при необходимости немедленно обратиться к профессиональному христианскому психологу:
– постоянное уныние при общении с людьми;
– отсутствие желания продолжать общаться с теми, кому помогал священник, или с прихожанами;
– отсутствие чувства «подзарядки энергией» после оказания помощи;
– трудности при попытке отделить мысли, чувства и духовную жизнь человека от реальной проблемы;
– стресс при общении с нуждающимися в помощи, ощущение попадания в ловушку при оказании помощи;
– усиление раздражительности в повседневной жизни;
– общее чувство неудовлетворенности от пастырского служения;
– чувство разбитости, истощенности, усталости, а также ощущение, что священническое служение безрезультативно.
Фото: Vk/Симбирская митрополия
Тайм-менеджмент от выгорания
Составьте подробный график дел на каждый день недели. Это довольно легко сделать с помощью компьютерной программы Personal Data Assistant (PDA). Несколько лет назад я сам был близок к состоянию «выгорания».
Тогда, помимо пастырского служения, я активно консультировал и преподавал. И я разработал что-то вроде «Книги планов», расписав все свои пастырские, научные и духовные задачи по конкретным датам. Задачи, требующие предварительной подготовки, я поместил в отдельный график. А потом я закрыл книгу и до определенной даты не вспоминал о делах – «с глаз долой, из сердца вон».
Я только постоянно молился за свою паству, но не позволял себе останавливаться на деталях – все только по плану. Глубина моего сострадания к людям не изменилась, но количество времени, когда я мог подвергнуться вторичной травматизации, резко сократилось.
Приоритеты: служение, семья и отдых
Мы все знаем, что события различаются по важности. Но в повседневной жизни мы легко об этом забываем. А ведь это может стать причиной стресса и сделать нас чувствительными к выгоранию. В тайм-менеджменте важно определить приоритетность мероприятий, которые вы включили в ваше расписание.
Например, при нормальных условиях (исключаем стихийные бедствия, катастрофы, войны и т. д.) в воскресенье и праздничные дни в приоритете будет Божественная литургия (и подготовка к ней). Если священник собирается посетить тяжелобольного прихожанина, это станет делом «высокого приоритета» и потребует изменений в расписании. Зато событие с «низким приоритетом», возможно, придется отложить или перенести.
РАССТАВЛЯЯ ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ СОБЫТИЙ В ЕЖЕДНЕВНОМ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНОМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОМ И ГОДОВОМ ГРАФИКЕ, МЫ ДОЛЖНЫ СОХРАНЯТЬ БАЛАНС В ГЛАВНОМ. ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА ЭТО: СЛУЖЕНИЕ, СЕМЬЯ И ОТДЫХ.
Каждая из этих областей может быть разделена на под-области. Например, служение будет включать в себя: богослужения, требы, приходские дела, изучение Священного Писания, пастырские посещения, беседы и т. д. Семья будет включать: обед, общение с женой и детьми, школьные и внеклассные учебные мероприятия, семейные мероприятия и т. д. Об отдыхе многие священники вообще забывают. А ведь отдых – это восстановление, воссоздание себя.
Бывают ситуации, когда человеку срочно нужен священник. Часто прихожанин считает, что имеет право на особое внимание к нему священника из-за своего особого «статуса», например, члена приходского совета. В такой ситуации священник должен уметь различать реальную важность от кажущейся: если ситуация критична (например, требуется срочная исповедь и причастие в смертельной опасности), священник изменит свой график. В других ситуациях священник должен научиться решительно, откровенно, твердо и подобно Христу милосердно назначать время, удобное ему.
Оторваться от проблем: велосипед, музей, медитация
Всем нам время от времени нужно брать тайм-аут. Это может быть прогулка, бег, поездка на велосипеде, посещение музея – что угодно. Главное – восстановиться, оторваться от проблем, раствориться в настоящем моменте. Некоторые психологи даже разработали методы психологической медитации, которая по сути является упражнением по самодисциплине (под медитацией здесь подразумевается нечто типа созерцания – прим. переводчика и редакции).
Цель такого упражнения – научиться концентрировать внимание, повысить бдительность и контролировать свои мысленные и физические реакции. В медитативном состоянии, согласно показаниям электроэнцефалографа (ЭЭГ), в мозгу происходит увеличение выработки альфа- и тета-волн, уменьшение частоты сердечных сокращений, снижение частоты дыхания и электропроводности кожи. Человек чувствует себя спокойно и расслабленно. Симпатический отдел нервной системы, вырабатывающий «гормоны стресса», также снижает активность.
Время для отдыха нужно заранее запланировать. Продолжительность времени на восстановление должна соответствовать времени, потраченному на работу.
Фото: Ю. Костыгов azbyka.ru
Не перегружать память, делать заметки
Рабочая память человека ограничена. Согласно психологическим исследованиям, кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 плюс-минус 2 элементов. Американский ученый Джордж Миллер дал этой закономерности название: «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации». Когда память заполнена, новая информация либо не сохраняется, либо заменяет ту, которая на данный момент хранится в памяти.
Если применить эту идею к выгоранию, получается, что чем больше мы полагаемся на нашу память, составляя график дел или запоминая обстоятельства жизни прихожан, тем больше дополнительного напряжения и давления мы чувствуем.
Поэтому еще раз рекомендую пользоваться электронными или бумажными календарями для заметок.
Многозадачность – психо-духовная катастрофа
Сегодня мы привыкли работать в режиме многозадачности. Но это психо-духовная катастрофа для священника – и при осуществлении пастырских обязанностей, и в молитвенной жизни. Если в данный момент я беседую с неким Джеком Смитом, значит, я беседую с ним и только с ним. Я полностью сфокусирован на нем и на том, о чем мы говорим или молимся. Том, Дик или Гарри в это время – вне поля моего зрения, а значит, и вне моей головы.
Представьте, что вы выбрали определенный радио- или ТВ-канал, настроились на него и именно его слушаете. Так же, например, во время завтрака, обеда или ужина, единственная задача, которую мы выполняем: потребление пищи. Это не время для работы. И эту привычку надо вырабатывать.
Приведу пример. Несколько лет назад я работал над одним исследованием. Под моим руководством также работало несколько студентов. Обычно я сидел за рабочим столом, заваленный перфокартами, компьютерными распечатками статистических данных, недописанными докладами, и много общался по телефону.
Иногда ко мне заглядывал научный сотрудник или студент с каким-нибудь вопросом. Я старался ответить в двух-трех словах или жестами. На мой взгляд, я был любезен. Но оказывается, я был «равнодушен и невнимателен». О том, как воспринимают меня окружающие, мне сообщил ассистент. Я очень быстро понял, что проблема в многозадачности.
Тогда я решил сосредоточиться на вопросе, который мне задает человек, отложив в сторону все остальные задачи. Я пригласил ассистента сесть, внимательно посмотрел ему в глаза и ответил на его вопрос. Привыкнуть было нелегко. Но к моей радости, вскоре отзывы обо мне изменились. Я усвоил ценный урок. Я думал, что, быстро отвечая на вопросы, я проявляю заботу, но в восприятии окружающих все выглядело иначе.
Записывать на крещение и наливать воду в купель могут специальные люди
Есть такая пословица: один руководитель и десять секретарей могут сделать в десять раз больше, чем десять руководителей и один секретарь. На среднестатистическом православном приходе священнику легко увязнуть в административных и технических задачах. Конечно, все это тоже важно, но основная задача приходского священника – священническое служение. То есть проповедь, наставление и служба.
Писать письма, готовить к выпуску приходской листок, записывать желающих принять Крещение или обвенчаться, наливать воду в купель, зажигать лампады и пр. легко могут и «царственное священство, народ святой», или, если это техническая, сложная работа, специально назначенные люди, получающие зарплату.
Церковь соборная, но не демократическая
Видимая Церковь – Церковь соборная, но не демократическая. Утвержденная Христом и руководимая Духом Святым, Церковь устроена иерархически, то есть состоит из епископа, священника, диакона и тех, кто крещен в царственное священство – мирян. Учение Христа утверждено Собором епископов и принято священниками и народом. Таким образом, Церковь непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и Отцов Церкви и учение, и единомыслие. Епископ Иерофей пишет об этом, цитируя святого Иоанна Дамаскина: «Все, что передали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем…»
Святитель Василий Великий в своей Божественной литургии объясняет нам, кто именно стоит у Престола: «Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, и ни единаго от нас посрами, окрест стоящих святаго Твоего Жертвенника». Служение священника – проповедь, наставление, священнодействие и наставничество. То есть священник – пастырь стаду Христову. Но благодать при рукоположении он получает от Бога. Архиепископ Иларион, цитируя святого Амвросия Медиоланского, пишет: «Крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать Божественные блага – это Твой дар, Господи».
Таким образом, все мы, те, кто составляет видимую Церковь на земле, зависим от Божией благодати. Как говорит апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6).
Священник должен задуматься над этими словами и разъяснить прихожанам их смысл: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:3-6). Служение мирян, крещенных в «царственное священство», состоит в том, чтобы во время Божественной литургии молиться вместе со священником, принося жертву хваления, а также применять свои таланты на службу Церкви Христовой.
Донести позицию, не навязывая своего мнения
Настойчивость – это честная и искренняя передача истинных чувств в социально приемлемой манере. При разговоре начинайте с наименее давящих фраз, используя самые мягкие слова по смыслу и самый мягкий тон голоса.
Затем начинайте говорить более твердо, по-прежнему по-христиански милосердно выбирая слова и интонации. Развивая эти психологические когнитивно-поведенческие навыки, священник сможет донести свою позицию, не навязывая своего мнения.
Тогда, зная структуру Церкви и понимая, какими дарами обладает каждый из прихожан, священник сможет не колеблясь обращаться за помощью.
Настойчивость также полезна при расстановке приоритетов, особенно когда кто-то из прихожан считает себя особенным, имеющим «льготные права» на общение со священником.
Приведу один пример. Молодой человек поступает в колледж или университет и просит рекомендацию.
Ситуация 1: Он/она уведомил меня за месяц. Я прошу заявителя прислать мне всю необходимую информацию (диплом, школьные награды, грамоты, справки и т. д.) Я планирую написать рекомендательное письмо за одну-две недели на основе моих личных знаний о человеке и предоставленной информации.
Ситуация 2: Он/она ставит меня перед фактом – рекомендательное письмо необходимо немедленно (сегодня, завтра). Я выясняю в школе, что заявитель просто медлил обратиться ко мне. Тогда я уверенно, но по-христиански доброжелательно говорю студенту: «Мне понадобится пара дней, после того как я получу необходимую информацию. Сочувствую, но надо было прийти ко мне пораньше».
Фото: Ю. Костыгов azbyka.ru
«Я только что вышел из психушки. Какой сейчас месяц?»
Американский психолог Альберт Эллис большую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию, помогая людям научиться принимать случившееся: «При рационально-эмотивной терапии мы предлагаем человеку представить худшее, почувствовать весь ужас случившегося, а затем поработать над своими чувствами. Это упражнение «атака на стыд». Потому что тревога часто происходит из стыда, вины, смущения и самоуничижения.
Мы предлагаем нашим клиентам выйти на улицу и сделать что-то глупое, нелепое, смешное. Конечно, не перебирая, чтобы не попасть в беду. Не нужно разгуливать голышом, например.
МОЖНО НАПЕВАТЬ ЧТО-ТО НА ОСТАНОВКЕ В МЕТРО ИЛИ ОСТАНОВИТЬ КОГО-ТО НА УЛИЦЕ И СКАЗАТЬ: «Я ТОЛЬКО ЧТО ВЫШЕЛ ИЗ ПСИХУШКИ. КАКОЙ СЕЙЧАС МЕСЯЦ?» И ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВОВАТЬ СТЫД.
Пусть они смотрят на вас в ужасе, думая, что вы рехнулись, на самом деле вы нормальнее их всех вместе взятых».
Такое упражнение может помочь и в стрессовых ситуациях. «Да, в моей жизни произошли очень неприятные перемены, но я смогу пройти через это и идти дальше».
Примеры защитных мыслей, помогающих священнику принять ситуацию и избежать усталости от сострадания:
– это не будет длиться вечно;
– я тоже пережил подобное и выжил;
– я могу сделать то, что нужно, даже если мне тревожно;
– это возможность научиться бороться с моими страхами;
– моя тревога не убьет меня, просто сейчас я чувствую себя плохо.
Восстановление: уйти в пустыню
Евангелие рассказывает о том, как начиналось служение Христа – после Богоявления, когда Иоанн «увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», немедленно «Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:10-12). И в пустыне Господь столкнулся со злом и победил его.
Несколько раз, рассказывая о земной жизни Спасителя, евангелисты отмечают, что Господь иногда уходит, чтобы помолиться. Например, в Евангелии от Луки (5:15-16): «Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился».
Перед совершением величайшей жертвы ради нашего спасения, о которой святитель Василий в своей Божественной литургии пишет: «спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение», Иисус молился в Гефсиманском саду: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился» (Лк 22:39-41).
И МЫ ДОЛЖНЫ ПОДРАЖАТЬ ХРИСТУ, ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ДЕЛ, ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ.
Итальянский писатель Карло Каретто рассказывает из своего опыта о важности уединения и молитвы для священников и всех христиан: «В пустыне мы встретились с Божественным Абсолютом, и все проблемы исчезли, включая кажущуюся пропасть между пустыней и городом. Да и не было никакой пропасти: пустыня не была пуста из-за отсутствия людей, но полна Божьего присутствия… И эта пустынная тропа есть и в городе, приглашая человека ступить на нее и приобщиться к созерцанию тайны Абсолютного Бога».
Эта тайна – любовь. Святой Исаак Сирин говорит нам, что «молитва должна совершаться в тишине (чтобы мы смогли понять значение смерти Господа), чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари». Потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Если мы будем подражать молитве и уединению Христа, мы сделаем первый шаг на пути к осознанию Божией любви к нам, нашей любви к Богу и нашей любви ко всему человечеству.
Молитва исцеляет от выгорания
Святитель Феофан Затворник советует нам: «Начните теперь, в настоящем положении уединяться дома, и часы уединения преимущественно посвящайте молитве все об одном: “Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду”… Не словом только и не мыслию только, но с сердечным болезнованием взывайте таким образом. На уединение такое назначьте или часы какие каждого дня (что лучше), или какие-либо дни недели».
Апостол Павел же говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17) и «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Святитель Феофан также советует: «Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве».
МОЛИТВА – ЭТО ТАКЖЕ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ВЫГОРАНИЯ И «УСТАЛОСТИ ОТ СОСТРАДАНИЯ».
Св. Исаак Сирин отмечает: «Иногда душа бывает в обуревании, и восстают на нее жестокие волны; и снова происходит изменение, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию и миром от Бога». Святитель Феофан объясняет, как достичь мирного состояния в миру: «Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою».
Исцеление в приобщении к таинствам
Вспомним притчу о милосердном самаритянине (Лк 10:30-37):
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».