16 января отец Константин Морозов посетил подворья Александра Свирского монастыря для получения частиц святых мощей преподобных отцов Александра Свирского, Антония Дымского и Мартирия Зеленецкого выделенных по благословению Преосвященнейшего Владыки Мстислава епископа Тихвинского и Лодейнопольского и переданных в дар храму пророка Илии на Пороховых Санкт-Петербургской епархии.
преподобный Александр Свирский
Родился святой Александр в русской семье, где чтили церковные обеты и правила. С детства воспитывался в строгом послушании Богу. После окончания обучения, родители Амоса (так называли его в семье), решили найти ему достойную невесту и будущую жену.
Но для молодого юнца, не это было главной целью в жизни, уже тогда он проявлял настойчивость и упорство к уединению и чтению молитв. Поэтому он принял решение уйти служить Богу в монастырь, не сказав об этом своим родителям. По пути следования, ему явились ангелы, устами которых было передано благословение Господние, указано место будущего монастыря и дарована встреча со спутником, который довел до пункта назначения.
Преподобный Александр Свирский в 26 лет стал монахом и в смиренных молитвах провел в монастыре полных 13 лет. Он был готов выполнить то, что было предначертано ему Свыше. Подальше от людей, на берегу Рощинского озера, в густом, дремучем лесу он соорудил очень скромное жилище и жил там на протяжении 7 лет, тяжело работая, обращаясь ко Всевышнему с каждодневными молитвами и перебиваясь очень скромной пищей, добытой в лесу.
Однажды перед святым явился лик Троицы, который указал место для строительства будущего храма Святой Троицы. В 1508 году он стал священником и был возведен в должность игумена, но в душе оставался скромным монахом. Не переставая тяжело работать, через короткое время храм разрастался, возводились новые сооружения, и люди больше узнавали о нем.
Незадолго до своей кончины, Преподобным Александром был открыта обитель из камня, на честь Пресвятой Богородицы Девы Марии. В 1533 году старец отошел в мир иной и уже через 14 лет был возведен к лику святых.
преподобный Антоний Дымский
Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде около 1157 года. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Новгородского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился 24 июня 1224 года. Он был погребен в созданной им церкви. Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году, но в 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю. Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно, в день обретения мощей.
преподобный Мартирий Зеленецкий
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастыря – Зеленой Мартириевой пустыни. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. «Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей», – вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами «Мир всем православным» в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий († 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.