14 марта в наш храм в 17:00 будет принесена частица святых мощей блаженного Августина. Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви.
Посмертная участь святых очень часто оказывается не менее интересной, чем их земной путь. Как мы помним, Августин в молодости уехал из Африки в Рим, чтобы там преподавать; затем оттуда он перебрался в Милан — тогдашнюю столицу западной половины Империи и именно там уверовал и крестился; вновь вернулся в Африку, где и почил в епископском сане в 428 году. Останки Августина причудливым образом повторили путь их владельца: спасая себя и свои святыни от гонителей — ариан, около 478 года христиане увезли останки святого в Кальяри , на Сардинию, а около 720 года мощи были выкуплены лангобардским королем Лиутпрандом и перевезены в его столицу — Павию. Учитывая, что от Павии до Милана полчаса езды на поезде, можно сказать, что кости Августина вернулись на духовную родину их прежнего владельца.
Удивительно, что мощи такого прославленного святого лежат не в кафедральном соборе (хотя тоже самое можно сказать о Франциске Ассизском, Доминике, Амвросии), а в сравнительно скромной церкви на окраине города.
Церковь, где под грандиозной аркой (arca — так по-итальянски называются монументальные надгробия) лежат кости Августина, называется Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро (San Pietro in Ciel d’Oro, то есть святого Петра в золотом небе; если помните под схожим золотым небом. Первоначальная церковь относилась к бенедиктинскому монастырю; она была построена при лангобардах в VIII веке, и именно сюда Лиутпранд перенес из Кальяри мощи блаженного Августина. Около 1000 года бенедиктинцы покинули обитель, и она пришла в запустение. В XII веке церковь была вновь отстроена в романском стиле, в 1132 году ее освятил папа Иннокентий II.
Изначально Лиутпарнд приказал замуровать их в крипте: собственно кости лежали в свинцовом ларце, который был вложен в серебряную раку, а та в свою очередь помещена в мраморный ковчежец. В 1360-1400 годах в сакристии базилики была воздвигнута монументальная мраморная арка (в сущности кенотаф, мощи по-прежнему находились под спудом в крипте), которую мы с вами собственно и будем смотреть. В октябре 1695 года во время ремонта крипты рабочие обнаружили в полу мраморный ковчежец, внутри которого находилась серебряная рака, а в той — завернутые в ткань кости и часть черепа.
Около 1700 года каноники и монахи были вынуждены покинуть эти места; в условиях непрекращающихся войн в Северной Италии (сначала т.н. война за Пфальцское наследство, затем — за Испанское) комплекс Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро был секуляризован и обращен в казармы и госпиталь. Мощи были перенесены в кафедральный собор, а монументальная арка разобрана и складирована где-то за ненадобностью. Только в 1828 году арка была собрана и помещена в соборе, а мощи помещены внутри нее. В 1884 году епархия выкупила полуразрушенную церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро и бывший монастырь. В 1902 году реставрация была завершена, церковь вновь освящена, и сюда были перенесены мощи и арка (только на этот раз ее поместили не в ризнице, а в пресвитерии). Комплекс принадлежит теперь монахам-августинцам.
Как вы понимаете, нынешняя Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро — это новодел конца XIX века, имитирующий романо-ломбардскую традицию. Поэтому саму церковь я смотрел в пол-глаза. В крипту, куда перенесены останки философа Боэция, вечером не пускали; могилы Лиутпранда (от него остался ящичек с костями, вмонтированный в основание одной из колонн) я тоже не нашел. Зато ничто не отвлекало меня (и не будет отвлекать вас) от лицезрения арки блаженного Августина.
Вот уже столетие они наконец-то почивают, в пресвитерии павийской церкви Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро. В честь святого в 1360 — 1400 годах ломбардские мастера Маттео и Бонино да Кампьоне (Campione) и Бальдуччо да Пиза соорудили грандиозную мраморную арку — отнюдь не маленькое чудо ломбардской готики.
Сама церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро — это, увы, новодел: ее возродили из руин на стыке XIX и XX столетий, так что лишь бросим взгляд на ее фасад и двинемся внутрь.