Принесение святых мощей блаженного Августина в храм святителя Спиридона Тримифунтского

025-мощи Августина.jpg

14 марта в наш храм в 17:00 будет принесена частица святых мощей блаженного Августина. Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви.

Посмертная участь святых очень часто оказывается не менее интересной, чем их земной путь. Как мы помним, Августин в молодости уехал из Африки в Рим, чтобы там преподавать; затем оттуда он перебрался в Милан — тогдашнюю столицу западной половины Империи и именно там уверовал и крестился; вновь вернулся в Африку, где и почил в епископском сане в 428 году.  Останки Августина причудливым образом повторили путь их владельца: спасая себя и свои святыни от гонителей — ариан, около 478 года христиане увезли останки святого в Кальяри , на Сардинию, а около 720 года мощи были выкуплены лангобардским королем Лиутпрандом и перевезены в его столицу — Павию. Учитывая, что от Павии до Милана полчаса езды на поезде, можно сказать, что кости Августина вернулись на духовную родину их прежнего владельца.

Удивительно, что мощи такого прославленного святого лежат не в кафедральном соборе (хотя тоже самое можно сказать о Франциске Ассизском, Доминике, Амвросии), а в сравнительно скромной церкви на окраине города. 

Церковь, где под грандиозной аркой (arca — так по-итальянски называются монументальные надгробия) лежат кости Августина, называется Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро (San Pietro in Ciel d’Oro, то есть святого Петра в золотом небе; если помните под схожим золотым небом. Первоначальная церковь относилась к бенедиктинскому монастырю; она была построена при лангобардах в VIII веке, и именно сюда Лиутпранд перенес из Кальяри мощи блаженного Августина. Около 1000 года бенедиктинцы покинули обитель, и она пришла в запустение. В XII веке церковь была вновь отстроена в романском стиле, в 1132 году ее освятил папа Иннокентий II. 
Изначально Лиутпарнд приказал замуровать их в крипте: собственно кости лежали в свинцовом ларце, который был вложен в серебряную раку, а та в свою очередь помещена в мраморный ковчежец. В 1360-1400 годах в сакристии базилики была воздвигнута монументальная мраморная арка (в сущности кенотаф, мощи по-прежнему находились под спудом в крипте), которую мы с вами собственно и будем смотреть. В октябре 1695 года во время ремонта крипты рабочие обнаружили в полу мраморный ковчежец, внутри которого находилась серебряная рака, а в той — завернутые в ткань кости и часть черепа. 

Около 1700 года каноники и монахи были вынуждены покинуть эти места; в условиях непрекращающихся войн в Северной Италии (сначала т.н. война за Пфальцское наследство, затем — за Испанское) комплекс Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро был секуляризован и обращен в казармы и госпиталь. Мощи были перенесены в кафедральный собор, а монументальная арка разобрана и складирована где-то за ненадобностью. Только в 1828 году арка была собрана и помещена в соборе, а мощи помещены внутри нее. В 1884 году епархия выкупила полуразрушенную церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро и бывший монастырь. В 1902 году реставрация была завершена, церковь вновь освящена, и сюда были перенесены мощи и арка (только на этот раз ее поместили не в ризнице, а в пресвитерии). Комплекс принадлежит теперь монахам-августинцам.

Как вы понимаете, нынешняя Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро — это новодел конца XIX века, имитирующий романо-ломбардскую традицию. Поэтому саму церковь я смотрел в пол-глаза. В крипту, куда перенесены останки философа Боэция, вечером не пускали; могилы Лиутпранда (от него остался ящичек с костями, вмонтированный в основание одной из колонн) я тоже не нашел. Зато ничто не отвлекало меня (и не будет отвлекать вас) от лицезрения арки блаженного Августина.

Вот уже столетие они наконец-то почивают, в пресвитерии павийской церкви Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро. В честь святого в 1360 — 1400 годах ломбардские мастера Маттео и Бонино да Кампьоне (Campione) и Бальдуччо да Пиза соорудили грандиозную мраморную арку — отнюдь не маленькое чудо ломбардской готики.

Сама церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро — это, увы, новодел: ее возродили из руин на стыке XIX и XX столетий, так что лишь бросим взгляд на ее фасад и двинемся внутрь.
001.jpg

За многие века культурный слой вырос, поэтому в церковь приходится спускаться ступенек на 10. Чтобы паломничество не показалось слишком легким, в пресвитерий из нефа нужно будет затем подняться на те же 10 ступенек. Современный алтарь находится в самом нефене в пресвитерии! А пресвитерий полностью отдан туристам и паломникам, желающим увидеть арку.
Арка — сложное многофигурное и многобарельефное сооружение, и разобраться в ней непросто, но для пытливых исследователей есть подсказка: на сидениях пресвитерия ищите ламинированную бумажку А4, исписанную убористым текстом с двух сторон. Унести ее, конечно, нельзя, но я ее сфотографировал, так что буду излагать «яко же есть писано»
Начинаем с западной стороны
002-западная сторона.JPG
 Там три сцены из жизни блаженного Августина (слева направо)
Августин слушает проповедь святого Амвросия:
003-Августин слушает проповедь св.Амвросия.jpg

Tolle lege — «возьми, читай».
004-Tolle lege.jpg

Крещение Августина Амвросием
005-крещение Августина.jpg

В среднем ярусе умершего Августина окружают шесть диаконов, еще по две фигуры в головах и ногах святого увидите позже: там конкретные исторические лица. Сверху на Августина смотрит Христос в окружении серафимов.
006-кончина Августина (левая часть).jpg

007-кончина Августина (центр. часть).jpg

008-кончина Августина (правая часть).jpg

В нижнем ярусе (слева направо):
009-аллегории веры и надежды, апостолы Петр и Иоанн.jpg
Апостолы Петр и Иоанн Богослов; слева — аллегория Веры (с крестом и потиром), справа — Надежды (смотрим ввысь)

010-аллегории надежды, и милосердия апостолы Иаков Ст и Андрей.jpg
Слева уже знакомая нам аллегория Надежды, затем апостолы Иаков Зеведеев и Андрей, справа — аллегория Милосердия (кормит грудью младенца)

011-аллегории милосердия и религии, апостолы Фома и Варфоломей.jpg
Слева — аллегория Милосердия, затем апостолы Фома и Варфоломей, справа — аллегория Религии (стоит на скале — камне веры)

Переходим на южную сторону:
012-южная сторона.jpg

Наверху две сцены из эпопеи по перенсению мощей Августина из Кальяри в Павию:
014-перенесение мощей Августина из кальяри в Павию.jpg

Ниже спиной к нам стоят блаженный Иероним и Григорий Великий (в русской традиции — Двоеслов), папа Римский. Именно их почему-то скульпторы разместили в головах умирающего Августина. Кстати, виден и окруженный серафимами Христос, взирающий на святого:
015-Иероним и Григорий у главы Августина.jpg

Ниже мы видим апостола Павла в окружении двух евангелистов — Марка и Луки. Слева от них аллегория Кротости (держит в руках ягненка), справа — Бедности (в рубище).
013-аллегории кротости и бедности, апостолы Марк, Павел и Лука.jpg

С восточной стороной сфотографировать не получается из за сильного освящения. Поэтому вынужден ограничиться словесным описанием. В верхнем ряду изображены две сцены: погребение св. Моники в Остии и Августин, дарующий устав инокам. В нижнем ряду две пары неподписанных апостолов с аллегориями Разума, Справедливости, Умеренности и Силы.

Северная сторона:
016-северная сторона.jpg

В верхнем ряду мы видим Августина, еще неуверовавшего, преподающего риторику в Риме или Милане.
017-Августин преподает риторику, паломники у гробницы.jpg

В середине у ног умирающего Августина стоят святые Поссидий (личный друг святого, автор его первой биографии) и Амвросий (он Августина, напомню, крестил, но присутствовать в момент кончины не мог, т.к. умер за тридцать лет до нее)
018-Поссидий и Амвросий у ног Августина.jpg

В нижнем ряду — святые Стефан Первомученик (с камушками вокруг головы), Павел Отшельник (подписан) и Лаврентий (с неизменной решеткой, на которой он был зажарен заживо)
019-Стефан, Павел пустынник и Лаврентий.JPG

Ну а мощи, мощи-то где, — вопросит меня читатель, продравшийся через длинную вереницу фоток с единственной целью: увидеть тело отца Церкви. Они покоятся в специальном саркофаге:
025-мощи Августина.jpg
(фото взято с сайта августинцев).
Из них в 1842 году были изъяты кости руки и перевезены в Аннабу, алжирский город, стоящий на месте Гиппона. Вторая рука была увезена в Англию архиепископом кентерберийским  Этельнотом. Не исключено, что это были не первые и не последние разделения мощей святого. Тем не менее, учитывая предшествовавшую историю  можно предполагать, что содержимое этой раки имеет отношение к смертным останкам автора «Исповеди» и «Града Божия».

Позволю себе на прощание заметить. Вдоль ограды пресвитерия, буквой П, стоят в ряд лампады от разных ветвей августинцев и от различных стран.
024-лампады.jpg
На представленной фотографии видны лампады от  Испании, США, Танзании, Словакии и т.д. Таких лампад там очень много.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *